Уроки

Виды эквалайзера. Часть II

Теги: , Октябрь 2010 Виды эквалайзера: фильтры высоких и низких частот.

Весьма возможно, что вы уже знакомы с простейшим видом эквалайзера.
Регуляторы частот на электрогитаре применяется для пропускания звука через низкочастотный фильтр, понижая уровень гармоники высокочастотного спектра.




Мы слышим низкое Е электрогитары, кнопка тональности установлена на максимальной отметке. Благодаря этому все частоты проходят без понижения.



Провернем регулятор тональности вниз – высокие частоты блокируются или сворачиваются, в то время как низкие частоты проходят беспрепятственно. Отсюда название, низкочастотный фильтр.


Также как и низкочастотный фильтр, блокирующий высокие частоты и пропускающий низкие, существует другой вид эквалайзера, который блокирует низкие частоты и пропускает высокие. Такой тип эквалайзера называется высокочастотным фильтром. Данный его вид используется не только на гитарах. Во время микширования вы используете эти два вида фильтров – они уже встроены в каждый канал микшера. Таким образом, вы можете установить максимальную частоту, все другие более высокие частоты будут блокироваться фильтром (частота блокирования).

Несмотря на всю простоту структуры, низкочастотные фильтры просто незаменимы при:
• Удалении шипения
• Выделении и усилении низкочастотных звуков, например, барабанный бой

По тому же принципу высокочастотные фильтры применяются для:
• Уменьшении грохота, помех микрофона или низкочастотных шумов

Здесь представлено, как работают высокочастотные и низкочастотные фильтры Propellerhead Record.

Рис. 10. В программном обеспечении Propellerhead Record низкочастотный (LPF) и высокочастотный фильтры (HPF) расположены на каждом канале микшера, вверху вкладки ЭКВАЛАЙЗЕР. Включить их просто - достаточно нажать на кнопку “on”. Затем вы уже сами устанавливаете максимальную частоту.











Рис.11. С помощью низкочастотного фильтра вы можете установить точку снижения от 100 Гц до 20 кГц. Угол снижения частот имеет определенное название и характеристики. Сам угол называется “cutoff” или “knee”, а “slope” или “curve” уменьшает сигнал в каждой октаве на 12 децибел. На графике вы видите ,какие сигналы проходят при низких частотах (желтое поле), и какие при высоких частотах (желтое+ оранжевое поле).




Здесь представлен звук барабанной петли, пропущенной через низкочастотный фильтр.




Рис. 12.Высокочастотный фильтр сворачивает частоты ниже 20 Гц (позволяя частотам желтого и оранжевого полей проходить) и до 4 кГц (только оранжевое поле). Кривая на графике показывает изменение каждой октавы на 18 дебцибел.




Здесь представлен звук барабанной петли, пропущенной через высокочастотный фильтр.



Тип эквалайзера: шелвинг

Если у вас когда-нибудь была стереосистема или низко- и высокочастотное радио в машине, вы уже знакомы и с этим видом эквалайзера – шелвингом. (Если у вас был только iPod, не переживайте, мы поговорим и о вашем виде эквалайзера - графическом). Эквалайзер типа шелвинг используется в основном в сочетании «высокие – низкие частоты». Также как и низко- и высокочастотные фильтры, шелвинг работает по модели “от сюда и до конца”. Все, что ниже определенной точки (при низких частотах), и все, что выше определенной точки (при высоких частотах) – обрабатывается. Разница заключается в том, что шелвинг увеличивает или отсекает выделенный участок частот на то значение, которое определяете именно вы.

Шелвинг в основном используется, когда нужно усилить или, наоборот, уменьшить мощность трека, но при этом вы не хотите полностью блокировать определенные частоты. Благодаря этому, вы можете сохранить общий уровень трека в соответствии с другими треками микса. Несколько полезных советов:

• Перкуссионные треки обычно имеют максимальную мощность на участках с самой высокой или самой низкой частотой. Шелвинг поможет вам без труда переместить мощность в начало микса или освободить место для другого трека, вырезав данный участок.

• Синтетические басы либо улучшают, либо безвозвратно портят танцевальный трек. Шелвинг за считанные секунды превратит самый скучный трек в хит всех танцплощадок

Давайте послушаем, что можно сделать с помощью шелвинга

Рис. 13. Двухдиапазонный эквалайзер – это классический пример высокочастотного и низкочастотного шелвинга. Поворот кнопки по часовой стрелке увеличивает выделенные частоты, а поворот кнопки не по часовой стрелке уменьшает выделенные частоты.






Рис.14. Данная диаграмма объясняет различие шелвинга от простого фильтра, использующего спектр 12:2. Середина желтого поля – это часть трека не отмеченная эквалайзером. Вы будете также слышать все частоты этого поля, даже если вы усилили или уменьшили частоты выделенных зон. Голубое поле показывает частоты, попавшие в низкочастотный контроллер: если частота ниже 80 Гц, вы можете сократить или увеличить частоты до 24 децибел (синяя линия). Оранжевое поле отображает частоты, попавшие в высокочастотный контроллер: если частота выше 12 кГц, вы можете уменьшать или увеличивать частотность также на 24 децибела.




На примере этой барабанной петли мы можем видеть результат уменьшения, а потом увеличения эффективности воздействия на сигнал высокочастотного эквалайзера. Теперь мы проделаем то же с низкочастотным эквалайзером.



Рис. 15. Шелвинг установлен на каждом канале микшера. Данный вид эквалайзера имеет немного больше функций, чем микшер 14:2, так как он позволяет задавать частоты. Для высоких частот максимальная пороговая частота от 1.5 кГц до 22кГц. Для низких частот – от 40 Гц до 600 Гц. В обоих случаях вы можете уменьшать или увеличивать частотность на 20 децибел.


















Тип эквалайзера: параметрический

Пока все наши инструменты были немного ограниченными: эффективны только, когда использовались с достаточно широким диапазоном частот. А что если вам нужно сократить несколько овертонов в одном треке? Здесь вступает параметрический эквалайзер. Он разделяет частотный спектр на несколько диапазонов. Некоторые эквалайзеры имеют только 2 диапазона, например PEQ-2 Two-Band Parametric EQ. Некоторые выделяют до 7-8 диапазонов. Как показывает практика, 3-4х диапазонов вполне достаточно.

Для каждого диапазона параметрического эквалайзера вы можете выбрать 3 параметра: центральная частота, число сокращений и увеличений, полосу пропускания, которая часто обозначается буквой “Q”. Все корректировки Q обычно отражаются на шкале от 0.00 до 3.0, где 0.00 – самая широкая часть полосы пропускания, а 3.0 – самая узкая. Давайте посмотрим, как выглядят параметрические диапазоны частот.

Рис. 16. Это канальный эквалайзер, с выделенным параметрическим эквалайзером.



















Рис. 17. Это кривая диапазона частот параметрического эквалайзера. Пик достигает 1 кГц, а самое большое увеличение происходило при самом широком Q/ Похоже на древний, поразительной красоты вулкан. Не так ли?




Рис. 18. Кривая имеет туже центральную частоту и уровень подъема, как и кривая на предыдущей диаграмме. В данном случае мы имеем дело с самой узкой частью полосы пропускания частот или Q/ Напоминает шпиль!

Вышеуказанные диаграммы призваны показать всю силу и мощь, на которую способен параметрический эквалайзер. Обычно нет необходимости использовать его по максимуму. В большинстве случаев, даже небольшая корректировка эквалайзером будет приведет к поразительному эффекту. И не важно, какой это тип.

Сейчас давайте воспользуемся этой мощью, чтобы исследовать саму природу оветронов немного глубже. Иногда сложно поверить в то, что все звуки, которые мы слышим – за исключением звуковых волн – состоят из основной частоты и огромного количества овертонов, каждый из которых имеет и свою частоту.

Давайте послушаем один тон, исполняемый на пианино. Мы воспроизводим одну ноту и даем ей самостоятельно угаснуть. Во время игры мы производим звук низкой частоты (похожую на шпиль), затем повышаем и снова понижаем в частотном спектре. Прислушайтесь, теперь вы сможете услышать уже 7 обертонов в одном тоне. Во время развертывания эквалайзера по тону пианино, он начинает звучать больше как арпеджио, чем как отдельный тон. Все эти «другие тона» всего лишь обертона. Даже один единственный тон имеет огромное количество обертонов, придающих ему неповторимое звучание. Если вы услышите, как человек описывает звук как «нечто, выбивающееся из всего микса», знайте, он имеет в виду звук, имеющий больше обертонов, а не просто самый громкий звук в миксе.





Давайте поэкспериментируем, обрезая обертона, используя туже кривую эквалайзера, но наоборот. Слушайте тотже звук пианино, тогда как мы развернем параметрический эквалайзер по спектральной частоте.


Разворачивание узкой шкалы пропускания частот по звуку панино.

Мы уже разворачивали и сворачивали эквалайзер, и вы сами могли слышать различия. Иногда звук был глухой, иногда слишком низким. Но сократив количество овертонов звук стал намного лучше.

Ключ к созданию потрясающего микса лежит в умении правильно обрезать и увеличивать овертоны каждого трека. Таким образом, у каждого инструмента появляется своё собственное акустическое поле, и его овертоны не накладываются на овертоны другого поля, и наоборот. Обрезав с помощью параметрического эквалайзера «лишние» овертоны, вы создаете пространство в треке для овертонов из другого трека.

Похожие уроки

11 Октября 2010 Все о REASON 4
11 Октября 2010 Control Remote
11 Октября 2010 Создаем sweep noise в Reason?

Все уроки

Reason 8 промоFL Studio 11

Последнии новости

Все новости

Новая история

Урок Крис Вренна: «Reason 4 – это 90 клавиатур в моем ноутбуке!»
Крис Вренна: «Reason 4 – это 90 клавиатур в моем ноутбуке!» 01 Декабря 2008

Крис Вренна рассказал, почему он считает Propellerhead Reason лучшим программным обеспечением для создания музыки.

Все истории